Обзор отрасли грузоперевозок в России 2017-2018 год

Обзор подготовлен компанией ООО «Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги». EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования.

Основные выводы:

По итогам 2017 года отрасль грузоперевозок РФ продемонстрировала уверенный рост. Суммарно по всем видам транспорта грузооборот вырос на 5,5%, что является рекордным показателем с 2010 года. Основными драйверами стали увеличившиеся объемы экспорта угля, пшеницы и минеральных удобрений.

По сравнению с 2016 годом грузооборот автомобильного транспорта вырос на 2%, железнодорожного — на 6,4%, что существенно выше темпов прироста в предыдущие годы. Объем перевалки грузов в морских портах увеличился на 9%. На внутреннем водном транспорте объемы перевозок по сравнению с предыдущим годом практически не изменились.

Наибольшую динамику показали сегменты перевозки зерна железнодорожным транспортом, перевалка угля и удобрений в портах Балтийского бассейна, перевалка зерна в портах АзовоЧерноморского бассейна и нефти в портах Арктического бассейна. В сфере автомобильных перевозок продолжился рост сегмента сборных грузов. Удалось увеличить перевозку транзитных грузов за счет расширения грузопотока между Европой и Китаем через Россию. Однако объемы перевозки строительных грузов заметно снизились.

Продолжилась тенденция перехода нефтеналивных грузов с железнодорожного транспорта на трубопроводный. В среднесрочной перспективе ожидается продолжение главных тенденций 2017 года — начала 2018 года и дальнейшее увеличение объема экспорта товаров — основных драйверов роста 2017 года. Большинство респондентов в среднесрочной перспективе планируют расширять мощности и повышать качество оказываемых услуг. Для логистических компаний и железнодорожных операторов дополнительные возможности по увеличению бизнеса могут возникнуть при организации транспортировки контейнеров по железнодорожным транзитным маршрутам между Китаем и странами ЕС.

К сдерживающим факторам большинство участников исследования отнесли недостаточное развитие железнодорожной инфраструктуры, несовершенство нормативной базы и низкий уровень цифровизации отрасли. При этом налоговые льготы, финансовая поддержка в ходе развития инфраструктуры и установление долгосрочных тарифов были отмечены как меры государственной поддержки, способные оказать наибольшее влияние на отрасль в среднесрочной перспективе.

В рамках мероприятий, направленных на снятие ограничений, вырос объем инвестиций в транспортную инфраструктуру, в том числе за счет расширения инвестиционной программы ОАО «РЖД» и увеличения объемов частных инвестиций в автодорожную инфраструктуру. Была разработана новая ФЦП «Развитие транспортной системы», согласно которой запланированный ранее объем финансирования программы был увеличен более чем в два раза. Был выдвинут ряд инициатив по внедрению цифровых технологий в отрасли как со стороны государства с целью упрощения процедур документооборота и увеличения взаимодействия между участниками рынка, так и со стороны компаний — для снижения операционных расходов и повышения качества оказываемых услуг.

В целом условия для осуществления инвестиций в отрасль можно охарактеризовать как достаточно благоприятные. Однако важной предпосылкой для успешной реализации запланированных проектов является сбалансированный подход к развитию автомобильной, железнодорожной и портовой инфраструктуры наряду с оптимизацией технологий, лежащих в основе государственных контрольных процедур.

Полный текст можно скачать по ссылке "Источник" - см ниже.